Физическая природа реактивной мощности и необходимость автоматических установок компенсации реактивной мощности (УКРМ).
Если измерить амперметром силу тока, который течет через обычную лампу накаливания, а затем вольтметром – напряжение между ее контактами и перемножить полученные значения, то мы получим мощность этой лампы, например 1000Вт. Полученная величина совпадает с тем, что написано на самой лампочке, то есть с величиной ее активной мощности.
Но с физикой переменного тока не все так просто, и большинство устройств – потребителей электроэнергии в придачу с активной имеют и так называемую реактивную мощность, определяемую, в свою очередь, их индуктивными и емкостными характеристиками.
Основной нагрузкой электрической сети современных промышленных предприятий являются электродвигатели и распределительные трансформаторы. Когда заходит речь о мощности нагрузки, то потребителя обычно волнует вопрос об уровне активной составляющей мощности, так как именно она определяет полезную работу. С другой стороны, принцип действия и электродвигателя, и трансформаторов основан на изменении магнитного поля в индуктивных элементах (обмотках).
При наличии реактивной мощности полная и активная мощность связаны между собой коэффициентом – косинусом фи. Если на электродвигателе написано 1000 Вт, а рядом стоит Cos Fi = 0.8, это означает, что полная потребляемая мощность электродвигателя будет определяться частным активной мощности и величины косинуса фи: 1000/0.8 = 1250 ВА.
Что означают это 1250 ВА по сравнению с 1000 Вт? А то, что при том же напряжении, необходимом для нормальной работы того же электродвигателя, необходимо в сеть гнать больший ток. При этом рассеивается, грея атмосферу, совсем не лишняя активная мощность, ведь ее величина ровна произведению величин сопротивления проводника на квадрат значения силы тока (т.е. при увеличении тока вдвое потери в сети увеличиваются вчетверо).
Реактивная мощность вызывает дополнительные активные потери энергии и приводит к появлению больших реактивных токов.
Наличие больших реактивных токов вызывает перегрузку входных питающих трансформаторов, из-за чего они преждевременно выходят из строя.
Реактивную мощность необходимо компенсировать. Оптимальным решением данной задачи является автоматические установки компенсации реактивной мощности (УКРМ). УКРМ позволяют передать в нагрузку бо′льшую активную мощность при той же номинальной полной мощности входного источника.